Комплементарный Интеллект
Система раннего интеллектуального развития детей.
CQ
Каждый ребёнок талантлив
Комплементарный интеллект (CQ) — это карта базовых талантов и алгоритм их комбинации. Карта и алгоритм позволяют выявить существующие таланты, открыть новые и комплексно развить интеллект. В основе CQ лежат шесть базовых талантов:
  • Талант восприятия
    Спектр чувств и знаний, которые человек прожил и может узнать.
  • Творческий талант
    Способность использовать доступные ресурсы для выражения чувств и знаний.
  • Талант целеполагания
    Спектр целей, которые человек перед собой ставит.
  • Инженерный талант
    Способность использовать доступные ресурсы для достижения поставленных целей.
  • Логический талант
    Спектр свойств, взаимосвязей, причин и следствий в объектах и явлениях, которые человек понимает.
  • Талант изучения
    Способность использовать доступные ресурсы для поиска новых свойств, взаимосвязей, причин и следствий в объектах и явлениях.
Например
Что можно сделать
с яблоком?
Комплементарный интеллект тренирует способность смотреть на мир комплексно, с разных точек зрения.
Базовый талант
Больше десяти лет ушло на создание карты базовых талантов. Были проанализированы десятки существующих систем раннего развития, изучены сотни книг по строению мозга и тысячи методических материалов. Множество педагогов, методологов и учёных подключались к этой работе на разных этапах.

В итоге было выделено шесть ключевых требований к базовым талантам:
  • Автономность
    Талант не объединяется в группу с другими талантами по общим свойствам.
  • Приоритетность
    Талант лежит в основе талантов второго и третьего уровней.
  • Комплементарность
    Талант дополняет любой другой базовый талант.
  • Изолированность
    Талант может проявляться изолировано от других талантов.
  • Когнитивность
    Талант соотносится с одной из базовых когнитивных функций мозга.
  • Историчность
    Из истории мы знаем людей, чем базовый талант был максимально развит. Это позволяет называть их великими творцами, мыслителями, учёными, изобретателями, визионерами.
Структура талантов
Талант проявляется через внешние и внутренние действия. Внешние действия — взаимодействия с окружающей средой. Внутренние действия — мысли, воображение.

Внешние таланты, которые позволяют взаимодействовать с окружающим миром, зависят от внутренних. Чтобы выражать себя, нужно чувствовать. Чтобы правильно использовать ресурсы, нужно ставить цели. Чтобы изучать что-то, надо логически мыслить.

Таланты разбиты на три зоны: эмоции (чувственное восприятие, узнавание, самовыражение), ресурсы (постановка и достижение целей), знания (аналитика, поиск корреляций, причин и следствий).
Где воображение
и социализация?
Эти и другие таланты, которые принято выделять в других системах, являются талантами второго и третьего уровня в рамках CQ. Они появляются благодаря комбинации базовых талантов. Например, чтобы вообразить картину, художник должен поставить цель (целеполагание), обладать насмотренностью (восприятие) и скомбинировать ранее увиденное (инженерия).

Для разных актов воображения требуются разные базовые таланты. Невозможно развивать воображение само по себе, но развитие базовых талантов приводит к развитию воображения.

Это же касается социализации. В основе гармоничного общения лежат базовые таланты. Например, понимание цели общения (целепологание), большой словарный запас (восприятие) и способность выражать мысль (инженерия).
Значимость
детского опыта
На графике видно, что после рождения существуют периоды для наилучшего усвоения аудио/визуальной информации, языка, когнитивных функций (сенситивные периоды). Это короткие временные промежутки, когда мозг лучше всего усваивает определённый формат информации.

Если в эти периоды изолировать ребёнка от того или иного формата информации, то будет упущена возможность эффективного развития в этой области.
Зоны ближайшего развития
Почему ребёнок лучше всего усваивает информацию, связанную со звуком и визуальными образами, в период сенсорного развития? Потому что в отделе мозга, отвечающем за обработку этих сигналов, в данный период имеется самое большое количество нейронных соединений.

Затем количество нейронных соединений снижается, чтобы оптимизировать энергозатраты мозга. И мозг больше не может обрабатывать сигналы в этой области так же эффективно.

Важно не упустить конкретный сенситивный период и помочь ребёнку получить разнообразный опыт. Это позволит сохранить большее количество нейронных соединений в данном отделе.
Что такое талант?
Через поведение ребёнка можно определить, в какой зоне мозга у него сейчас есть избыток нейронных соединений. Поведение будет направлено в сторону получения информации, которую мозг способен обрабатывать быстрее всего.

Такие предрасположенности в поведении родители называют «Талант». Ребёнок может хотеть рисовать, и родители будет считать, что у него художественный талант. Ребёнок может хотеть конструировать, и родители будут считать, что у него инженерный талант.

На деле же, это продолжение сенситивных периодов, которыми надо правильно воспользоваться, чтобы сохранить способности во взрослом возрасте.
Создание новых зон ближайшего развития
Ключевое преимущество комплементарного интеллекта над другими системами — это создание новых зон развития за счёт комбинации базовых талантов.
В каком направлении развивать ребёнка?
Предположим у ребёнка «Талант» в рисовании. Нужно ли развивать этот талант или помогать ему осваивать другие, расширяя его способности? Это один из ключевых вопросов, который стоит перед системой развития ребёнка. И эта дилемма решена в CQ.

Если мы выявили, что у ребёнка сейчас талант к рисованию, значит, в данный момент его мозг предрасположен к этой деятельности. Именно в этой зоне надо развить и сохранить максимальное количество нейронных соединений. И мы начинаем подмешивать таланты из других зон, чтобы развить этот талант и создать основу для развития других.
Комбинация талантов
Например, ребёнок любит рисовать яблоко. Как может выглядеть комбинация этого таланта с другими?

Творчество + Восприятие. Давай посмотрим на рисунки других детей. Как они рисуют яблоко? Давай посмотрим в интернете, какие ещё яблоки бывают.

Творчество + Логика. Нарисуй то, что ты чувствуешь. В процессе ты научишься выявлять свойства предметов и находить в них взаимосвязи.

Творчество + Изучение. Давай рисовать красками. Что произойдёт, если смешать синюю и жёлтую?

Творчество + Целеполагание. А что ещё ты можешь рисовать кроме яблок?

Творчество + Инженерия. Как ещё можно показать яблоко? Собрать из конструктора? Вырезать из бумаги? Слепить из пластелина?
Активности ребёнка развивающие таланты
Талант восприятия
Путешествия, просмотр документальных фильмов, чтение книг, посещение музеев, разнообразие в пище, наблюдение за поведением людей, общение с разными людьми, проживание разных эмоций, физическая активность, тактильный ощущения, знакомство с профессиями и видами деятельности, изучение животных и растений, расширение словарного запаса, экскурсии, фотографирование.
Как чистить зубы с помощью CQ?
  • Талант восприятия
    Внимательно следить, как меняются черты лица, когда чистишь зубы. На какие эмоции эти черты похожи?
  • Творческий талант
    Напевать какую-то мелодию, когда чистишь зубы, или делать это под музыку. Рисовать пальцем на запотевшем стекле.
  • Талант целеполагания
    Обсудить, что может достичь человек, который чистит зубы, чего не может достичь тот, кто не чистит.
  • Инженерный талант
    Рассказать ребёнку, как именно щетина убирает грязь из зубов и зачем в этом процессе нужна зубная паста. В следующий раз рассказать, как отражает зеркало.
  • Логический талант
    Обсудить, как чистка зубов каждый день влияет на здоровье. Почему люди не любят чистить зубы? Как чистят зубы животные?
  • Талант изучения
    Посчитать, сколько капель воды попало на зеркало, пока чистили зубы. Замерить секундомером длительность чистки зубов. Найти разницу в чистоте зубов до чистки и после.
Как развитие талантов влияет на интеллект?
Раньше для нормальной жизни требовался ограниченный набор навыков. Например, кузнец мог быть всю жизнь кузнецом, не переживая о своём будущем. Детей учили конкретным навыкам, чтобы они могли выжить.

По мере ускорения прогресса нужно было не только постоянно развиваться в своей профессии, но и осваивать смежные области. Фокус обучения сместился с навыков на метанавыки. Например, не учить чему-то конкретному, а учить учиться. Метанавыки позволяли осваивать целые пласты разных профессий.

Сегодня мы живём в парадигме колоссальной конкуренции и необходимости в течение жизни менять 5-7 профессий. Простого обучения метанавыкам уже недостаточно.

Требуется работа с самим фундаментом того, как человек мыслит — с базовыми когнитивными талантами. От этого фундамента будет зависеть, с какой скорость будут осваиваться метанавыки, а потом и сами навыки.
Саморазвивающийся интеллект

Богатство — это не то, сколько у тебя денег. Это количество денег, которые к тебе поступает ежемесячно. Богатство измеряется пассивным доходом.


Точно так же интеллект — это не набор навыков и знаний, которые хранятся в мозге. Это эффективность их применений в каждый момент времени. Интеллект измеряется пассивным развитием интеллекта в любых жизненных ситуациях.


CQ помогает учиться на протяжении всей жизни, а не только в рамках образовательного процесса.

Как развитие талантов влияет
на способности в жизни
Талант восприятия
У человека, получившего в детстве расширенный опыт таланта восприятия, развиты: внимательность, эмпатия, чувство вкуса, аккуратность, интуиция, стремление к гармонии, коммуникабельность.

Ассоциации: знает, узнаёт, видит, слышит, нюхает, трогает, замечает, различает, чувствует, узнаёт, понимает, предпочитает, работает с эмоциями.
Результат

Развитие потенциала человека с помощью комплементарного интеллекта даст три фундаментальных навыка:


Быть тем, кем хочется. Во взрослой жизни человеку будет доступно для освоения большее профессий.


Добиваться результата. Внутри каждой профессии человек добьётся большего успеха, так как будет обладать стилями мышления, которые не были освоены другими специалистами в этой области.


Быстро адаптироваться. В любой жизненной ситуации человек будет быстрее учиться и находить решения благодаря способности обрабатывать информацию разными способами.

Как песчинка становится с жемчужиной, так незначительный опыт в детстве формирует основу для способностей во взрослом возрасте.